РАССКАЗ КАТАЛОНСКОГО ЛУЧНИКА
Я стоял на коленях - не по своей воле стоял - помощник палача с силой оттягивал
назад мою голову, а сам палач (наверняка со скучающим выражением лица) медленно
подносил к моему лицу раскаленный прут. Я бессмысленно смотрел на приближающееся
железо, понимая, что вот эта красно-светящаяся палка - последнее, что я вижу в
своей жизни. Она приближается и… …Я с воплем подскочил на постели и сел. Господи,
сколько же можно издеваться, каждый год в один и тот же день один и тот же сон,
и конца этому, похоже, не предвидится. Мне двадцать семь лет, пять из них я лишен
зрения, а неведомые силы (божьи или дьявольские - не знаю) все никак не позволяют
мне забыть… Ну, или не забыть, а примириться с действительностью. Но каждый год
двадцать четвертого января я просыпаюсь от кошмара и, не в силах более заснуть,
начинаю заново перебирать и передумывать свою жизнь…
* * *
Зовут меня Ги д'Альфаро, родом я из Каталонии. Мать моя происходила из боковой
ветви семейства Тренкавелей, что правили в Безье, а отец был рыцарь и сеньор замка
Альфаро, хотя по сути дела - просто разбойник. Во всяком случае, все соседи звали
наш замок "разбойничьим гнездом", а отца единодушно не любили. Разумеется, яблочко
(в моем лице) от яблони упало недалеко: несмотря на старания матери и нашего капеллана
сделать из меня нечто, обезображенное куртуазией, разбойничьи склонности в моей
душе перехеривали все. Нет, грамоте и даже складыванию песен меня худо-бедно обучили
(чего это стоило бедняге капеллану - я лучше умолчу), но в остальном… Я целыми
днями пропадал за стенами замка, злостно грабил фруктовые сады и тренировался
в стрельбе. Стрельба из лука и арбалетов всех видов была моей настоящей страстью,
сжигавшей душу без остатка и жалости. Кроме того, я с детства был практичным парнем
и отлично понимал, что умение хорошо стрелять и попадать в цель хотя бы через
раз - это верный кусок хлеба. Ну, я-то попадал не через раз, а всегда. Это не
хвастовство, это констатация факта. Апельсинам, цветам и вольнопарящим птицам,
которых я сбивал влет и на спор, от меня просто спасу не было. Соседские парни
от этого зеленели лицом и скрипели зубами, девушки выказывали все признаки обожания,
а я совершенствовал мастерство и укреплял славу Ги д'Альфаро как меткого стрелка.
Потом в земли графа Тулузского, вассала нашего короля Педро, нагрянули гости с
севера. Да не просто так, а с крестовым походом, дабы искоренить веру катаров,
объявленную ересью. Странно все-таки устроены мозги у католиков - что не католичество,
то сразу ересь, и на существование не имеет права по определению… Конечно, большинство
северных рыцарей больше интересовали не катары с их ересью, а земли лангедокских
и, по возможности, каталонских сеньоров, что очень возмутило моего отца. - Это
что за дела?! - риторически вопросил он в один из вечеров. - Если эти французские
поганцы разграбят все вокруг, то кого буду грабить я?! А уж чтоб меня грабили,
я и вовсе не согласен! - сказал отец и пошел воевать на стороне графа Раймона
VI Тулузского. Ясное дело, не один пошел, а с отрядом, в коем находился и я в
качестве стрелка. Как я уже говорил, мой отец вообще-то был разбойником, и воевал
соответственно - по-разбойничьи, то есть никогда не лез в авангард войска (убьют
же!), но зато немилосердно трепал французские боевые порядки, неожиданно налетая
то с флангов, то с тыла, а то и вовсе ночью, когда уставшие от очередной резни
крестоносцы более всего жаждали отдохнуть и поделить добычу, или, для разнообразия,
кого-нибудь сжечь, лишний раз показывая свою непомерную католическую доброту.
Кстати, именно в то время мы с отцом приняли альбигойскую веру - просто из чувства
протеста… Вернее, "назло" окатарился отец, а лично я понял, что не могу и не хочу
разделять веру, за которую, как выяснилось, можно (и нужно!) предавать людей мучительной
смерти. Мои стрелы, конечно, убивали, чего греха таить, но хоть не мучили… Нашему
отряду, а вернее сказать, банде, сопутствовал успех, но однажды кто-то решил,
что везения с нас хватит: в одной из стычек половина отряда (с ней и мой родитель)
была убита, а почти вся вторая половина, в которой оказался я, попала в плен.
Моих товарищей без особых проволочек повесили, а для меня, как персоны сильно
вредоносной, придумали нечто особенное. Мне выжгли глаза и раздробили пальцы рук,
а потом просто вышвырнули в лес, пожелав промучиться как можно дольше. Несмотря
на ужас и боль, помнится, я даже тогда проявил подлинно лангедокское остроумие
- сказал французам спасибо… Эти французы были, несомненно, добрые католики, но
желать по-настоящему и от души умели плохо - я не мучился столь долго, как они
бы хотели. В лесу на меня абсолютно случайно наткнулись уцелевшие вояки из нашего
отряда. Меня привязали к лошади, чтоб не свалился, и доставили в родной замок,
по счастью, не разрушенный и не разграбленный. По крайней мере, так мне сказали
- сам-то я ничего не мог видеть… Естественно, потом меня долго лечили. Занимался
этим некий Совершенный по имени Раймонд, известный своим искусством врачевания.
До того, как удалиться от мира, этот Раймонд жил, кажется, в Альби, лечил людей,
и так это ловко у него получалось, что тамошний епископ объявил его колдуном и
открыл на Раймонда охоту с незамысловатым намерением сжечь. Раймонд обиделся и
ушел в лес, где и принял Утешение и звание Совершенного. Перед Совершенными положено
преклонять колени; на Раймонда же я был готов молиться. Он чародействовал надо
мной сутками, делая всякие бальзамы для моих сожженных глазниц, сооружая хитрые
распорки для сломанных пальцев, и ведя разного рода душеспасительные беседы. Последние,
пожалуй, были мне нужны больше всего, ибо жизнь без луков и арбалетов казалась
мне бессмысленной, и я довольно часто подумывал о самоубийстве. Два раза даже
пытался его осуществить, но в первый раз просто не нашел окно, а во второй попытки
открыть раму пресек Раймонд. Он оттащил меня от окна, усадил на постель, отводя
душу, выругался похлеще любого рутьера (ни до, ни после я от Совершенных такого
не слышал!), а потом сппросил обычным своим шелестящим голосом призрака: - Что
тебя так мучается, Ги? Знаешь, многим повезло меньше, чем тебе, но они живут,
и благодарят Бога за то, что живы. О чем ты жалеешь? - О чем жалею? - горько усмехнулся
я. - До того, как эти ублюдки выжгли мне глаза, я был одним из лучших стрелков
Лангедока и Каталонии. Понимаешь теперь? - Понимаю, - серьезно ответил призрачный
голос. - Но посмотри на это с другой стороны: ты убивал, и у тебя отняли возможность
убийства. Сожалеть об этом грешно. Это дьявольское сожаление, Ги! - Тут не в убийстве
дело, - возразил я. - Убить-то я и сейчас могу, голыми руками Понимаешь, для меня
это было… ну, как для тебя твое целительство. Если бы тебе запретили лечить, ведь
ты бы сожалел, а? - Хм-м… Знаешь, наверно да, - признал Раймонд. - А почему? -
коварно спросил я. - Очень просто: в жизни нужно быть кем должно, а не кем приходится.
Если Господь дал мне талант целителя, то я должен быть целителем, а не воином
или землекопом. Понимаешь? - А если Господь дал талант стрелка? Раймонд на секунду
задумался, а потом тихо рассмеялся. - Да, - сказал, он, - ты меня обошел! Впрочем,
я никогда не был силен в таких спорах, мое дело лечить… Что ж! Если Провидение
назначило тебя стрелком - будь им. - Вообще-то я слепой, и пальцы у меня не шевелятся!
- не без ехидства напомнил я. - Что говорит твое Провидение по этому поводу? -
Понятия не имею! - фыркнул Раймонд. - Но вот простая медицина говорит довольно
многое. - Вот и скажи, как представитель медицины! - Изволь! С пальцами все просто:
делай любую работу, требующую напряжения кисти, собирай мелкие предметы, разминай
что-нибудь - и они снова станут ловкими и гибкими. С глазами, правда, потруднее,
новые у тебя не вырастут, но слепые люди живут, и подчас ориентируются в мире
лучше зрячих. Я саркастически ухмыльнулся: - Вот спасибо, утешил! Чтобы выстрелить
во что-то, нужно это что-то видеть! - Необязательно, - невозмутимо ответил Раймонд.
- Учись слушать, обонять и осязать мир. Если будешь работать долго и много, ты
поймешь, что у каждого человека свой ритм сердца, свой запах и свое тепло. Это
трудно. Но если ты сумеешь этому научиться - тебе не будет равных. Слепые стрелки
встречаются один на тысячу - но они никогда не промахиваются. Раймонд говорил
что-то еще, но я уже почти не слышал. Я осмысливал его слова насчет слепых стрелков.
Сердце мое наполнялось безумной надеждой. Один на тысячу, значит? Хорошо, я им
буду. Я стану лучшим, и тогда французы от меня поплачут - у них на это глаза есть…
-… Да, и самое главное, - как сквозь туман услышал я Раймонда. - Учись, но не
позволяй, чтобы в учении тебя направляла ненависть. Отличай Божью помощь от дьявольского
искушения. Я кивнул - но больше для вида. Божья помощь и дьявольское искушение
интересовали меня в последнюю очередь. Главное - я смогу вернуть свое искусство
и снова стать самим собой! В том, что у меня хватит на это сил и упорства, я не
сомневался, а уж всякие там вмешательства высших и прочих сил - это как пойдет…
Вскорости Раймонд признал меня совсем здоровым, и покинул стены замка Альфаро,
наотрез отказавшись от предложенных ему подарков и денег - немаленьких, кстати!
А я, сжигаемый надеждой и желанием "быть кем должно", принялся за тренировки и
упражнения. Я не буду их описывать - это было утомительно, порой мучительно и
в конечном счете малоинтересно. Однако слова Раймонда сбывались, да так, что иногда
меня это даже пугало: раздробленные когда-то пальцы стали еще ловчее и сильнее,
чем прежде, а оставшиеся в моем распоряжении чувства обострились нечеловечески.
Прямо скажем, иногда я даже ощущал себя более летучей мышью или охотничьим псом,
нежели человеком. Я слышал самые тихие звуки, недоступные человеческому уху, чуял
множество запахов и узнавал по ним людей и предметы, а осязание мое развилось
до того, что я мог свободно ходить без поводыря и даже без посоха, ибо я чувствовал
все и вся на расстоянии! Конечно, такое меня радовало, но иногда примешивалось
и опасение - а не дьявольщина ли это? Но я утешал себя тем, что душу я вроде никому
не продавал, а всего достиг ценой собственных мучений, стало быть, вполне по-божески!
Однако, прошло много времени, прежде чем я взял в руки вожделенный лук. Первые
месяцы я стрелял в деревья и камни, а потом перешел и на живые мишени вроде пташек
в саду и крыс в погребах. Было очень странно ориентироваться на шум невидимых
крыльев или топот маленьких лап, но я привык, и даже начал находить в этом своеобразный
азартный интерес. Я слышал шум, чуял запах перьев или шерсти, ощущал тепло маленького
(ну, или не очень маленького) тельца, и… Очень скоро я стал попадать в цель не
хуже, чем когда был зрячим! Когда же "крысопопадание" перестало быть чем-то необычным,
я решил попытать счастья в чистом поле. Мне было интересно, смогу ли я во что-нибудь
попасть, сидя в седле? …Я ехал по извилистой тропинке, ведущей от замкового холма
на равнину и дальше в лес. Мир вокруг меня шумел, источал разнообразные запахи,
слабый ветерок шевелил волосы, и честно говоря, ни в кого стрелять не хотелось
- уж очень было хорошо… Искушение настигло меня только после того, как "чисто
поле" кончилось, и моя тропинка запетляла между деревьями. Я наложил стрелу на
тетиву небольшого лука и насторожился, "выслушивая" себе подходящую цель. Но удача
сегодня была не со мной: только я наметил свиристящую в переплетении ветвей птицу,
мой конь переступил с ноги на ногу, я качнулся в седле, и стрела со свистом улетела
в чащу. Судя по раздавшемуся треску, она вонзилась во что-то твердое - кажется,
в рассохшееся дерево. Я плюнул, но доставать ее не полез - уж в чем, а в стрелах
у меня недостатка не было…
* * *
Помню, как я в первый раз решился отправиться в Тулузу на состязание стрелков.
Понятно, выглядел я удивительней некуда: парень с луком и черной повязкой на пустых
глазницах (специально прикрыл, чтобы не возбуждать излишней жалости и не пугать
честной народ!). А народ, само собой, таращил глаза и гадал, каким это образом
слепой надеется попасть куда надо и как минимум не угодить в кого-нибудь из них.
Кое-кто всерьез предполагал, что я продал душу дьяволу либо просто рехнулся. Я
никого и не разубеждал - мне было не до того. Я стоял рядом со зрячими стрелками
и слушал. Возможно, вы не поверите, но слепой много чего может определить по звуку:
расстояние до мишени, соотношение "яблочка" и "поля", а также места попадания
стрел товарищей по состязанию. Так что я, угодив точно в центр мишени, не очень-то
и удивился. Зато толпа, конечно, удивилась сверх всякой меры, а распорядитель
турнира даже потребовал повторить выстрел - вдруг у меня случайно получилось?
Я согласился и - каюсь! - не смог отказать себе в удовольствии подшибить собственную
стрелу. Люди только ахнули, а у распорядителя, надо полагать, надолго отвалилась
челюсть! Шепотки о моей сделке с нечистым в толпе значительно усилились… После
этого состязания жизнь моя стала очень активной и разнообразной: я снова начал
водиться с файдитами и разбойниками, и сполна отомстил французам за отнятое зрение!
Между прочим, в дни моего пребывания в отряде хозяина замка Мирамон нам случайно
встретились те самые молодчики, по милости которых я остался без глаз. Тогда моя
история повторилась с точностью до наоборот: французы были частью уничтожены,
частью пленены и повешены. Правда, одного из них не пришлось даже вешать: он узнал
меня и умер - просто от страха. Чуть позже я узнал, что это был мой бывший палач…
но ни в одном отряде я не оставался надолго: во-первых, меткость слепого была
дорогим удовольствием для разоренных сеньоров, а во-вторых, товарищи по оружию
меня чаще всего боялись, считая мое искусство "дьявольским", что общению тоже
не способствовало. Объяснения, что я, подобно многим незрячим, хорошо слышу и
чувствую, людей не убеждали. Помнится, один тип довел меня чуть не до белого каления,
выясняя, не стреляю ли я раз в месяц в пятницу в изображение Христа или Девы Марии
- мол, так делают многие лучники для обретения меткости. Я ответил, что такими
вещами не занимаюсь, а для пущей убедительности послал вопрошающего ко всем чертям.
Сейчас я живу, в общем-то, как обычный человек, и не знаю недостатка ни в деньгах,
ни в славе - страшноватой, конечно, но вполне заслуженной. Можно сказать, все
хорошо настолько, насколько возможно в моем состоянии. Но по ночам я чувствую,
как душа дрожит от непонятного страха, созерцая кошмары моего некрепкого сна…
Господи, почему?
* * *
В лесу, широкой подковой окружавшем холм Альфаро, достаивала свой век всеми забытая
католическая часовня. Источенные жуками и червями деревянные стены почти разрушились,
явив миру установленный в часовне огромный крест с изображением распятого Христа.
Из рассохшейся груди фигуры торчала тонкая стрела - стрела для малого лука Ги
д'Альфаро…